Отрицать сам факт "запрета на профессию" нелепо. По крайней мере в 70-е, первую половину 80-х. Т.е. когда уже был разрешён выезд евреев в Израиль. Когда подавал документы (РТФ МЭИ), был свидетелем того, как маме мальчика деликатно объясняли, что лучше им пойти в какой-нибудь другой ВУЗ. Принять-то они могли, но при распределении (а все практически распределялись в московские НИИ, работающие на ВПК) возникнут большие трудности. В итоге ни одного еврея на курсе (250 человек) не было. Хотя среди профессорско-преподовательского состава были. Возникли эти трудности и у меня - первая жена была наполовину еврейкой. В результате распределился в академический институт, за что коммунистической партии и советскому правительству большое спасибо :). Вопрос в терминологии. Можно ли называть это государственным антисемитизмом. Ограничение же очевидно было введено не из-за какой-то особой нелюбви советских руководителей к евреям (лечиться-то они к евреям ходить не брезговали), а как некая защитная мера (с подачи КГБ, конечно) по сохранению секретов. Страна ж в кольце врагов у нас всегда :) По поводу бытового антисемитизма вспомнился один забавный эпизод. Как-то уже в 90-е еду я в электричке Москва-Петушки в один небольшой городок в дальнем Подмосковье. Рядом сидят дамы пролетарской наружности уже в возрасте - то ли в пред-, то ли уже пенсионном. И судачат. И вот заходит у них речь о евреях. А в том городке их было мало, но зато все занимали заметные посты. Главврач, просто врачи на ведущих позициях, директор филиала ВУЗа, главный инженер крупного завода, и т.д., и т.п. Вспомнили всех, даже моего тестя. Наконец одна из дам резюмировала:"Какие все хорошие люди были!" Товарки её согласно закивали.
no subject
Date: 2016-04-13 12:47 pm (UTC)Возникли эти трудности и у меня - первая жена была наполовину еврейкой. В результате распределился в академический институт, за что коммунистической партии и советскому правительству большое спасибо :).
Вопрос в терминологии. Можно ли называть это государственным антисемитизмом. Ограничение же очевидно было введено не из-за какой-то особой нелюбви советских руководителей к евреям (лечиться-то они к евреям ходить не брезговали), а как некая защитная мера (с подачи КГБ, конечно) по сохранению секретов. Страна ж в кольце врагов у нас всегда :)
По поводу бытового антисемитизма вспомнился один забавный эпизод. Как-то уже в 90-е еду я в электричке Москва-Петушки в один небольшой городок в дальнем Подмосковье. Рядом сидят дамы пролетарской наружности уже в возрасте - то ли в пред-, то ли уже пенсионном. И судачат. И вот заходит у них речь о евреях. А в том городке их было мало, но зато все занимали заметные посты. Главврач, просто врачи на ведущих позициях, директор филиала ВУЗа, главный инженер крупного завода, и т.д., и т.п. Вспомнили всех, даже моего тестя. Наконец одна из дам резюмировала:"Какие все хорошие люди были!" Товарки её согласно закивали.