ianvaletov: (Default)
[personal profile] ianvaletov


1939. Колыма. Лагерная кружка заключенного номер 1442 Сергея Королёва. Музей науки, выставка «Космонавты: рождение космической эры».

Недавно фото этой кружки обошло весь интернет.
А я вспомнил, как недавно спорил с некоторыми российскими читателями своего журнала о том, страшно ли советское изобретение - шарашка - или нет?
Ни для кого не секрет, что большая наука в СССР делалась в специальных тюрьмах "улучшенного содержания", которые на лагерном жаргоне назывались "шарашками", от слова "шарага" - шайка. Официально называли такие "научные лагеря" Особыми Техническими или Особыми Конструкторскими Бюро, задачей которых было заставить неблагонадежных "вредителей" работать на благо Советской Родине. А как тогда определялись неблагонадежные или вредители, надеюсь, объяснять не надо.
В общем, кому интересно - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0,
или сюда: http://topos.memo.ru/kategoriya/sharashki
или к Солженицину в роман " В круге первом".
Я же хочу сказать, что мнение моих оппонентов привело меня в ужас. Оказывается, находится достаточно много людей, которые считают, что практика организации таких вот шараг была оправдана - ну, так надо было государству. А людям, которых там содержали, просто повезло. Они жили сыто, ни в чем не нуждались, и даже еду им подавали по специальному меню и на хорошем фарфоре.
Я не шучу. Именно так, повезло. Тут и согласиться можно - повезло!
Не расстреляли, не послали валить лобзиком лес, не забили табуретами на допросе, не отдали социально близким уголовникам, не заморозили, залив водой в зимней тайге, - попёрло, можно сказать. И действительно, так везло далеко не всем, многих забивали насмерть сразу после ареста, многие выхаркивали легкие после нескольких месяцев на рудниках...
Хорошее было в стране Советов везение.
Людям не понятно, что любое ограничение базовых свобод для мыслящего человека ужасно. Что использование рабского труда безнравственно по определению. И неважно, роет раб канал, строит железную дорогу, трудится на галерах или проектирует космические корабли, неважно, чем его кормят и на чем подают - он несвободен. Он - раб. Мне возразят, что лучше быть рабом, чем мертвецом, а я отвечу, что страна, которая дает своему гражданину такой выбор - херовая страна.
Когда очередной дебил начинает мне рассказывать, что Сталин был прекрасным эффективным менеджером, появляется большое желание двинуть этого дебила тяжелым по темечку, чтобы мозги стали на место.
Эффективный менеджер эксплуатировавший рабский труд, загнавший страну в лагеря и шарашки, людоед и кровный брат Гитлера, создатель и наследник одной из самых страшных, античеловечных и неэффективных систем в мировой истории для этих людей - герой.
Меня уже не удивляет раб, восхваляющий рабовладельца, не поражает гражданин тирании, обожающий тирана, не возмущают убийцы, превозносящие убийцу. Но жертвы, тоскующие по палачу - это уже слишком!
Страна, научный потенциал которой ковался в тюрьмах и лагерях для одаренных, талантливых и образованных граждан - это реальный кошмар. Люди, которые восхваляют такой метод организации научно-технической деятельности - больные люди.
В жизни человека есть вещи, которыми нельзя поступаться и одна из самых важных вещей - это свобода. Свобода слова, свобода обмена информацией, свобода печати, свобода передвижения, свобода вероисповедания. Для некоторых - это, как дышать.
Но для моих оппонентов - это ничего не значит. Не знаю, что бы они сказали, если бы дело касалось их самих, но в том, что сотни грамотных, умных и одаренных сограждан работали за пайку или из-за страха за свою жизнь или за жизнь близких им людей, они ничего аморального не видят.
У меня это в голове не помещается.
Когда в обсуждении жуткого режима в Северной Корее мой бывший коллега по Брейн-Рингу, успевший побыть министром иностранных дел ДНР юзер [livejournal.com profile] _artorn_ взахлеб рассказывает мне о том, как классно живут счастливые подданные толстомордого диктатора, как оснащены их стоматологические кабинеты, как щедро (вместе с пайкой риса) прекрасное государство КНДР дает кандидату шестьдесят квадратных метров, а доктору наук целых сто с небольшим - это ли не мечта советского человека в 80-е? - я дурею. У меня нет слов, чтобы описать мое возмущение. Я не могу воспринять такого рода логику ни в какой форме. Вообще.
Возможно потому, что помню удушающую атмосферу СССР, даже позднего СССР и не хочу в ней жить. И не хотел. И если бы СССР не подох, то дорога мне была бы только одна - уезжать. Куда угодно. Туда, где я могу своим умом и талантом заработать себе на 60, 100 или 160 метров сам, а не получить (или не получить) от власти, где тебя не посадят в лагерь, чтобы ковать ядерный щит (или топор) страны, не заставят рыть канал или строить дорогу в вечной мерзлоте против твоей воли и бесплатно.
И скажу пару слов шепотом, чтобы услышали те, кто может услышать.
Режимы, построенные на рабском труде, агрессии, ограничении свобод "якобы свободных" граждан, нежизнеспособны последние лет 200. Они не могут выжить в современном мире, как не выживают на морозном воздухе болезнетворные бактерии. Как дохнут микробы в кипятке. И люди, которые ностальгируют по таким режимам, они обязательно вымрут в самом ближайшем будущем. Но пока они живы, они будут пытаться искорежить окружающую действительность в соответствии со своими болезненными пристрастиями. До тех пор, пока они делают это за забором - это ужасно для их соотечественников, но безопасно для человечества.
Проблема в том, что эту чуму трудно удержать за забором.
И не дай Бог, если они из-за ограды вырвутся.
А написал я это в связи с ночным стартом на Восточном, опальным Рогозиным, поисками виновных в отложенном старте, в связи с приездом Главстерха и его гневом - как это сбой!? Как это не получилось?!! Я бы не сильно переживал, если бы Рогозина тут же расстреляли или кастрировали - за что боролись, то и получите, но это уже лирика. Я посмотрел на всю эту суету, на стройный силуэт носителя на стартовом столе, на рвущееся из маршевых движков яростное, но послушное пламя, и вспомнил о кружке Королёва - это единственное, что он забрал с собой из лагеря на Колыме - кружку, с нацарапанной на ручке фамилией. Говорят, Сергей Павлович был очень жестким и авторитарным руководителем. Очень жестким. Как время и страна, которые его гнули.
Человека можно выпустить из лагеря, но как удалить лагерное мышление из страны, где почти в каждой семье был сиделец? Как научить людей мыслить категориями свободных граждан, если они несколько поколений не знали свободы?
Я говорю не о России сейчас. Я говорю о тех, кого СССР жевал почти 70 лет - о гражданах давно несуществующей страны, которые до сих пор уверены, что свобода - это рабство, война - это мир, а незнание - сила.
О тех, кто до сих пор среди нас.
Вот вам кружка на память об этом.
Page 1 of 14 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] >>

Date: 2016-04-28 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] darkomanshit.livejournal.com
говорят Надежду украине вернули

* исправлено

апшипся
то другая савченко
Edited Date: 2016-04-28 03:05 pm (UTC)

Date: 2016-04-28 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Ремез (from livejournal.com)
Единственное чем рабы могут отомстить господину - халатно выполнять свою работу.

Date: 2016-04-28 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] pritkiy-kaban.livejournal.com
Люди, которые восхваляют такой метод организации научно-технической деятельности - больные люди

Ага.

В том числе отсюда растёт российский ВПКшный стиль работы "наотъебись".

Date: 2016-04-28 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] germanoid.livejournal.com
Ой, ну, Королёв дебил ещё тот. Очередной тухлый советский герой. Нехуя не мог организовать производственный цикл у себя на предприятии. Проебал лунную гонку вчистую. Для меня, кстати его Н1 - это лучший пример как НЕ НАДО что то делать.

Date: 2016-04-28 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vels.livejournal.com

Да, вы бы сделали лучше. Но у вас просто времени на это нет, ага...

Date: 2016-04-28 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] germanoid.livejournal.com
Бля, ребята. Ваши понятия о свободе - это симулякр. Копия несуществующего оригинала. Как у вас застряло в пререстроечные времена несколько стереоптипов о свободе на западе, так вы с ними и живёте. На Западе нет никакой свободы - это миф. Вернее чисто технически можно конечно быть свободным бомжом или сидеть на пособии по безработице. В лагерь не посадят и не расстреляют. Но любой мало мальски социальный успех связан с встраиванием в социальную иерархию - а там никакой свободой и не пахнет. Вся свобода которая у вас есть - это выбрать марку автомобиля. Попробуйте выжить неделю в Манхеттане - Москва 70-х покажется раем. Я не знаю сколько работал Королёв в шарашке. Зато знаю что у Стива Джобса инженеры работали по 12-16 часов в сутки, без выходных и праздников.
Я не то что б не любил западный образ жизни, я его таки люблю. Только надо понимать ,что никакой свободы тут нет. По крайней мере её не больше, чем было в позднем СССР.

Date: 2016-04-28 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] germanoid.livejournal.com
Я свою работу делаю лучше - чем королёв свою. У меня всё работает и на старте не взрывается.

Date: 2016-04-28 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lorer-denis.livejournal.com
Кстати, у самого Солженицына есть мощнейший аргумент в пользу "шарашек": на свободе проклятые высоколобые вечно посрутся друг с другом и разбегутся в разные институты копать разные темы. А в "шарашке", хошь не хошь, будешь работать рядом с "коллегой Шапшу" над одной проблемой, как бы ты его ни ненавидел.

Date: 2016-04-28 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] isbjorn-lj.livejournal.com
Ну, что ещё может написать бывший ракетчик из Украины по поводу нового российского космодрома?)
Конечно, пронзительный текст про рабов и кружку Королёва)

P.s.: Image


Edited Date: 2016-04-28 02:46 pm (UTC)

Date: 2016-04-28 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] m-for-mijers.livejournal.com
Это вас, Ян, оппоненты за лоха держат, как и всех прочих.

Весь современный псевдосоветский дискурс строится с одной стороны на четком осознании бытового ужаса СССР, а с другой на иллюзорном допущении о возможных перспективах с одной стороны, и отсылке к нематериальным вещам типа комфорта и духовности.

Почему дискурс псевдосоветский? Потому что автора даже Ленина не читали, не то, что Маркса, поэтому несут чушь, за которую их бы при Сталине поставили быстренько к стенке, а при Брежневе посадили в дурдом.
Почему есть четкое понимание, что СССР не мог в бытовое товары и услуги от слова вообще? Потому что врут сразу два раза-с одной стороны убеждают, что у советского человека было все нужное, а с другой напирают на то, что не это главное.
Почему допущение иллюзорно и ссылаются на всякую чушь, понятно в принципе.

Если же назвать вещи своими именами, то люди уверенны, что в будущем социальном государстве они будут жить на Рублевке и пить "Мартель", а сотни миллионов рабов будут делать новую индустриализацию. Ну, а ученым неслыханная привилегия, стакан сметаны!

про Украину?

Date: 2016-04-28 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kol0.livejournal.com
чинали, но не поняли.

Date: 2016-04-28 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] pauluzzz.livejournal.com
Не всё тут так просто.
Тут и технологии, и культура производства, и методология управления проектом.

Уж на что Шаттлы тенологичные и крутые, а Челленджер рванул из-за банальной резиновой прокладки!

Я бы не сводил всё к одной личности!

Date: 2016-04-28 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey-lucka.livejournal.com
...Возможно потому, что помню удушающую атмосферу СССР, даже позднего СССР и не хочу в ней жить. И не хотел. И если бы СССР не подох, то дорога мне была бы только одна - уезжать. Куда угодно. Туда, где я могу своим умом и талантом заработать себе на 60, 100 или 160 метров сам...

А можешь и не заработать. Это как получится. Но даже если - свобода не в этом заключается. Той свободы, о которой ты так пламенно пишешь, ее вообще нигде не бывает. Свобода понятие внутреннее. Можно быть свободным в одиночной камере и жутко несвободным в самой что ни на есть демократической стране.

И вообще, работа в шарашке на великое и нужное дело для многих предпочтительнее какого-нибудь клепания говносайтов для дебилов. И не рабско-зэковская сущность тому причиной, уж поверь.
From: [identity profile] Андрей Иванов (from livejournal.com)
Вот в этом вся суть рашки гавняшки. Стулья для дебилов, мебель для дебилов, одежда для дебилов, уборка нарыганого для дебилов. Белая русская кость, голубая кровь. Не навижу кацапоидов.
Edited Date: 2016-04-28 03:15 pm (UTC)

Date: 2016-04-28 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] gustav von klimmst (from livejournal.com)
Да, сегодня Ян, признаюсь, превзошёл себя :( Я такого не ожидал. На самом деле, грань между украинскими интеллигентными блоггерами и комментаторами с Цензора удивительно узка.
From: [identity profile] gustav von klimmst (from livejournal.com)
Когда-то Шлеермахер сказал, что интерпретатор может понять текст лучше, чем сам автор, и в этом-то и заключается искусство герменевтики. Вы, похоже, Шлеермахера здесь превзошли, раз смогли из комментария выше вычитать нечто, вылившееся в представленный поток сознания.
From: [identity profile] Андрей Иванов (from livejournal.com)
Я невиноват, что ваши мозги вмещают только одну строчку, всё что длинее для вас поток сознания.
Edited Date: 2016-04-28 03:50 pm (UTC)

Date: 2016-04-28 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] gustav von klimmst (from livejournal.com)
Н1 доводил до ума Мишин, и задание подготовить на её основе лунную миссию было дано уже после смерти Королёва. Судьбу же ракеты во многом определил конфликт Глушко и Королёва, а вовсе не какие-то проблемы в организации производственного цикла. Вы, кстати, какое предприятие имеете в виду? ОКБ-1? Или Самарский филиал?
From: [identity profile] gustav von klimmst (from livejournal.com)
"Не виноват" пишется раздельно, "ненавижу" -- слитно. Но ничего страшного, в 6-7 классе до этого ещё дойдёте.

Date: 2016-04-28 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gustav von klimmst (from livejournal.com)
Всех, кстати, с удачным пуском! С новым космодромом!

"...И мир позабудет про наши труды,
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы..."

:)
From: [identity profile] Андрей Иванов (from livejournal.com)
И что? Главное, вы поняли смысл. Страна тюремных кружек и вот для вас достижения савецкой ноуки http://front.photo/uran

Date: 2016-04-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey-lucka.livejournal.com
"У нас, у цивилизованного мира" Sic.

Галантерейщик и кардинал - великая сила.

Date: 2016-04-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mpozd.livejournal.com
Алюминиевая кружка! В 1939 году, Карл!

Заметка

Date: 2016-04-28 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bref-1.livejournal.com
С каждым редактированием Ваших постов Вы добавляете новые ошибки. Похоже, у Вас будут трудности с получением школьного аттестата.

Re: Заметка

Date: 2016-04-28 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Андрей Иванов (from livejournal.com)
Ну у вас то не было даже с дипломом видимо. В Колыме служили?
Page 1 of 14 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] >>

Profile

ianvaletov: (Default)
ianvaletov

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 6th, 2025 09:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios